Муниципальное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №30

г. Березники Пермского края

 

Программа развития школы

 

Принята Советом Школы

протокол №4 29 декабря 2006 г.

Председатель ___________/Плюснина В.П./

 

Утверждена приказом  №233

от 30 декабря 2006 года

Директор ________ /Оборина Е.И./

 

 

Программа развития

муниципального образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №30

г. Березники, Пермского края, ул. Свердлова 79,

тел.(34242) 79669

 

на 2007-2011 годы

 

 

 

Основное направление развития школы

Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию нового содержания образования.

 

 

Содержание.

РАЗДЕЛ I. Паспорт программы развития школы.

РАЗДЕЛ II. Информационная справка о школе.

         2.1 Общая характеристика школы.

         2.2 Приоритетные направления работы.

         2.3 Организация образовательного процесса.

         2.4 Ресурсное обеспечение школы.

                     2.4.1 Кадровые ресурсы.

                     2.4.2 Материально-техническая база.

                     2.4.3 Финансовые ресурсы.

РАЗДЕЛ III. Анализ внешних и внутренних факторов.

         3.1 Анализ внешних факторов.

         3.2 Анализ внутренних факторов.

         3.3 Направление развития внутренних факторов.

                     3.3.1 Характеристика образовательного процесса.

                     3.3.2 Инновационная деятельность.

                     3.3.3 Обеспечение здоровьесбережения.

                     3.3.4 Оценка эффективности воспитательной работы.

         3.4 Выводы.

         3.5 Основные противоречия развития школы.

РАЗДЕЛ IV. Концепция программы развития школы.

         4.1 Основные идеи образовательной политики школы.

         4.2 Принципы образовательной политики.

         4.3 Ожидаемые результаты реализации программы развития школы.                              

РАЗДЕЛ V. Стратегия и тактика развития школы.

         5.1 Организационная деятельность.

5.2 Работа с кадрами.

5.3 Оптимальная организация учебно-воспитательного процесса.

5.4 Инновационная деятельность.

5.5 Работа с одарёнными детьми.

5.6 Формирование физически здоровой личности.

5.7 Система взаимодействия и сотрудничества с семьёй и социумом.

5.8 Материально-техническая база

РАЗДЕЛ VI. План практических мероприятий.

РАЗДЕЛ VII. Финансовый план.

 

 

РАЗДЕЛ I. Паспорт программы развития школы.

Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации.

Нормативно – правовая база для разработки программы развития школы: Закон РФ "Об образовании"; Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»; Конвенция о правах ребенка; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; Концепция профильной школы (приказ Министерства образования РФ № 2783 от 18.07.2002 г.); Устав муниципального образовательного учреждения.

Сроки реализации:  с января  2007 года по декабрь 2011 года.

Управление программой:

Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителями директора школы по учебно – воспитательной и воспитательной работе.

РАЗДЕЛ II. Информационная справка о школе.

Программа развития муниципального образовательного учреждения общеобразовательной средней школы №30 на 2007 – 2011 годы, представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты, критерии. Школа должна помочь ребенку удовлетворить свои образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения. Муниципальное образовательное учреждение ориентировано на обучение и воспитание учащихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Управление школой осуществляется на основе демократии, гласности, самоуправления. Стратегическое руководство образовательной политикой должно принадлежать выборному представительному органу – Совету школы. Непосредственное управление педагогическим процессом реализует директор школы и его заместители по учебно - воспитательной,  воспитательной и хозяйственной работе.

2.1          Общая характеристика школы.

Год ввода в эксплуатацию школы – 1969 год. Адрес школы: Пермский край, г. Березники, ул. Свердлова, д.79, тел. (34242)79669. Лицензия на право ведения образовательной деятельности: № 193860 от 4.07.2006г. Школа расположена в спальном районе города. В микрорайон школы входят: ул. Свердлова № 55, 57, 59, 61, 63, 69, 71, 73, 75, 77, 128, 130, 132, 134, 136, 138, 140, 142, 144, 146, 148; ул. П.- Коммуны № 7, 9, 11, 15; ул. Ломоносова № 121, 123, 125, 129, 133, 135, 137, 139, 141, 143, 145, 147.  Расположение школы позволяет  использовать возможности городских культурно-спортивных учреждений:  дворец спорта «Темп», детская музыкальная школа, кинотеатр «Мелодия». В микрорайоне школы находятся ДОУ: №67, №21. Приём учащихся в 1 классы осуществляется преимущественно из микрорайона школы. Обучение проводится в две смены, режим работы – шестидневная учебная неделя во 9-11 классах, классах с углублённым изучением информатики и информационных технологий.

2.2 Приоритетные направления работы:

u         Внедрение информационно – коммуникационных технологий в учебный процесс;

u           Информатизация воспитательного процесса как путь совершенствования воспитательной среды школы;

u        Управление воспитанием как первостепенным приоритетом, направленным на формирование духовности и культуры (в том числе путём развития литературных традиций, связанных с именем А.С. Пушкина);

u            Переход к системе предпрофильного и профильного обучения.

2.3 Организация образовательного процесса:

Учебный план создаётся на основе федерального базисного учебного плана и  регионального базисного учебного плана с учетом специфики школы.

Начальная школа

На первой ступени обучения реализуются программы традиционного обучения   1-4, программа «Гармония». Учебный план имеет инвариантную часть (20 часов) в 1 – 2 классах, 21 час в 3-4 классах. Распределение учебных часов вариативной части подчинено задачам разнопланового интеллектуального развития и осуществлялось по принципу сохранения преемственности с предыдущим годом обучения:

« Геометрия» в 3-б, 3-в, 4-а классах;

«Математика и конструирование» в 3-а классе;

«Английский язык» в 3-г классе;

« индивидуальные занятия» во 2-а, 2-б, 2-в, 4-б, 4-в, 4-г классах.

Hационально-региональный компонент включает изучение курса «Введение в историю». Школьный компонент представлен курсами, отражающими специфику классов (иностранный язык, информатика, риторика, геометрия) и индивидуальными занятиями.

Основная и средняя школа

На второй ступени обучения номенклатура образовательных областей и предметов, предусмотренных федеральным планом, сохранена.

Учитывая рекомендации Регионального Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Пермского края, который разработан на основе Закона РФ « Об образовании» и федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312) учебный план для 5-х классов включает инвариантную часть (26 часов) и региональный компонент 2 часа: « Гражданское образование» - 1 час

« Физическая культура» - +1 час.

Содержание обучения в 5-х классах реализует принцип преемственности с начальной школой, обеспечивая адаптацию учащихся к новым условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы.

За счёт вариативной части в 5-8 классах реализуется школьный, а в 9-х классах региональный компонент учебного плана: изучается предмет «Информатика в  5-И1, 5-И2, 6-И1, 6-И2, 6-И3 по 1 часу, 8-и1, 8-и2, 9-и – по два часа с учётом деления, в 8-о, 9-а,9-б по 1часу с учётом деления.

В целях практического совершенствования математической подготовки учащихся классов с углублённым изучением информатики и информационных технологий, согласно  положения о специализированных классах, в котором указано, что математика и физика являются сопутствующими предметами, часть часов вариативной части используется для проведения факультативных занятий «Решение математических задач повышенной сложности».

Внешние связи школы:

Школа является апробационной площадкой проекта «Информатизации системы образования» по апробации учебно – методических комплексов, базовым межшкольным методическим центром 59315. На ее базе регулярно проходят семинары и мастер - классы для директоров, заместителей директоров  и учителей школ города, профтехобразования  города и Усольского района. Школа заключила долгосрочные договоры с акционерным обществом «Уралкалий», ООО «ТелекомПлюс», Microsoft It Academia. «Детской музыкальной школой», «Станцией юных туристов» о совместной деятельности в области образования. Учебное учреждение поддерживает тесную связь с кафедрой  информационно - вычислительной техники Березниковского филиала Пермского политехнического университета. Осуществляется работа по программе Intel «Обучение для будущего».

 

  

2.4. Ресурсное обеспечение школы.

2.4.1    Кадровые ресурсы

 

               6 учителей награждены значком «Отличник народного просвещения» (Барабошкина Л.Г., Плюснина В.П., Зыкова З.С., Тишанинова Г.В., Стрибная Е.А., Шевченко В.П.)

            4 учителя награждены Почётными грамотами Министерства просвещения РФ (Иванова С.П., Ивлева Н.Т., Никулина Г.И., Христофорова З.К.).

Стаж работы:

3– 10 лет  - 11 человек,

11–20 лет  - 26 человек,

свыше 20   - 19 человек.   

2.5.2 Материально-техническая база.

 

           Столовая, спортивный и актовый залы нуждаются в капитальном ремонте. Школа имеет три компьютерных класса, оснащенных современным компьютерным оборудованием и подключенных к широкополосному каналу сети Internet. С 2003 года в школе открыты классы с углубленным изучением информатики и информационных технологий.. Общее количество учебных кабинетов 33. Библиотека имеет в своем фонде 25240 экземпляров учебников.

2.5.3. Финансовые ресурсы.

Школа с 2007 года переходит на финансовую самостоятельность. Финансовые нужды образовательного учреждения покрываются за счет бюджетного и внебюджетного финансирования.

 

 

РАЗДЕЛ III. Анализ внешних и внутренних факторов

3.1. Анализ внешних факторов.

Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных целях школы. Эта стратегия модернизации задает новые требования к ступеням школьного образования в целом: четырехлетняя начальная школа; относительная завершенность общего образования в основной школе; возможность индивидуального выбора профиля учащимися на старшей ступени школы. Существующие сегодня традиционные для массовой школы модели организации образовательного процесса на различных ступенях общего образования нуждаются в существенной модернизации, поскольку от них в огромной степени зависит целостное обновление содержания образования, получение школьниками нового опыта, адекватного современным требованиям жизни. Смена парадигмы образования от традиционной к личностно – ориентированной, переход образования на новые государственные стандарты требуют от школы совершенствования,  изменения личности педагога - становление его как профессионала, глубоко знающего свой предмет и легко ориентирующегося в инновациях, психологических процессах, владеющего разными технологиями преподавания своего предмета.

Нельзя оставить без внимания и демографический фактор. Численность учащихся снижается. Это предопределяет необходимость сохранения учащихся, а значит, найти школе еще большую «привлекательность» для родителей, учащихся.

3.2. Анализ внутренних факторов.

Школа, как и все наше общество в целом, претерпевает глубокие преобразования, но, как и прежде, ее главная задача  - подготовить дееспособного человека, который не только  не потерялся бы в лабиринтах современных экономических отношений, но и  смог   успешно реализовать свой потенциал в любой профессии, какую бы он ни выбрал.

Анализ кадрового состава позволяет сделать вывод о том, что коллектив достаточно высокопрофессиональный, сложившийся, имеющий высокий потенциал, положительно влияющий на качество обучения и воспитания школьников.

Данные анкет, диагностических материалов говорят о том, что подавляющее большинство учителей имеют высокий уровень общих интеллектуальных способностей и вербального мышления, более чем у 47% учителей на высоком уровне находятся абстрактное мышление, у 47% – высокое невербальное мышление, у 14% – высокий уровень развития аналитико-синтетического мышления, у 7% - высокая способность к обобщению.. У большинства учителей школы в оптимальной зоне выраженности находятся качества: открытость, мягкость, доверчивость, новаторство, самостоятельность. Коллектив учителей школы в основном женский и для них в большей степени, чем для мужчин, характерны эмоциональная неустойчивость и тревожность. Учитывая высокий интеллектуальный и личностный потенциал коллектива школы, можно говорить о больших возможностях личностного роста учителей школы. Учителя школы  живут успехами своих учеников.

Ученический коллектив школы: 33 класса, 789 учеников. Из общего числа учащихся 1 ступени -351 человек  (45%), 2 ступени  - 359 человек (46%), 3 ступени – 79человек (9%).

В первую смену занимается 24 класса, 581 человек (74%). Среднее число учащихся в классе  26 человек. Успех деятельности школы сегодня невозможен без учета образовательных потребностей, запросов, ценностных ориентаций. В этом учебном году было проведено анкетирование учеников, родителей на определение социального заказа общества, был  сформирован социальный заказ, направленный на интеллектуально- развитую личность с высоким творческим потенциалом. Демократизация отношений, создание атмосферы доверия позволяют наиболее полно учитывать мнение учащихся в формировании социального заказа школе. Система социологического исследования мнения школьников и их родителей позволили еще раз удостовериться в правильности выбранного направления.

Для учащихся 9 -11 классов наиболее значимыми являются предметы: 

 


 

математика  - 91%,

информатика – 90%,

иностранный язык – 80%,

физика – 62,2%,

русский язык – 62,2%,

литература – 53%,

история – 51%,

экономика – 40%,.

 


 

В основном значимость предмета обусловлена выбором профессии (связана с будущей профессией –80%). Будущую профессию учащиеся связывают с областями знаний:

 


 

математика – 55,6%,

информатика – 71,3%,

иностранный язык – 46%,

экономика – 52%.

 


 

Статистика поступления выпускников школы в ВУЗы свидетельствует, что в последние 5 лет учащиеся выбирают ВУЗы технического  и экономического направления. Анализируя анкеты  учащихся старших классов, можно сделать вывод о том, что  после школы учащиеся собираются поступать в ВУЗы: технического направления – 44%, гуманитарного – 18%, экономического – 24%. У учащихся сформирована потребность в продолжении образования. Основные качества творческого потенциала выпускника школы 2006/2007 учебного года: любознательность, способность абстрагировать, степень сосредоточенности, коммуникативные способности, стремление быть независимым, вера в себя, организаторские способности.

3.3 Направления развития внутренних факторов.

3.3.1. Особенности образовательного процесса.

Учебный процесс строится в соответствии с учебным планом, содержащим федеральный, региональный и школьный компоненты. С 2003/2004 учебного года в школе введено углубленное изучение информатики и информационных технологий. С 2006/2007 уч.г. начата предпрофильная подготовка. Первые профильные классы будут созданы в 2007 году.

Учебные планы и программы направлены на создание условий для развития способностей и интересов учащихся. В 2006/2007 учебном году  учебный план сформирован для классов с углубленным изучением  информатики и информационных технологий (5И1, 5И2, 6И1, 6И2, 6И3, 8И1, 8И2, 8 И3, 9И, 10И, 11И классы). В образовательном учреждении создаются условия для развития новой модели школы выбора разноуровневого обучения, что соответствует требованиям времени и социальному заказу.

Важным остается вопрос систематического изучения качества УВП. С целью получения полной и качественной информации о состоянии УВП проводится анализ результатов образовательного процесса. Направления мониторинга качества образования в ОУ: качество и уровень обученности учащихся в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания образования,  итоговая аттестация, состояние воспитательного процесса в школе, работа с одаренными детьми и т.д. Анализы работ, проводимых в течение учебного года, говорят о том, что материал учащимися усваивается на уровне требований государственных программ.

Учитель остается главной фигурой УВП. Посещенные уроки, результаты контрольных работ, говорят о том, что учителя школы умело, организуют учебные занятия в соответствии с современными требованиями, используют современные технологии обучения, успешно работают с различными категориями учащихся. В школе сложилась определенная система работы по формированию, развитию, совершенствованию профессиональных качеств учителей. В плане работы школы с кадрами отводится значительная часть: педагогические советы, оперативные совещания, Школьный Методический Совет, психолого-педагогические консилиумы, совещания при директоре и зам. директора. Структура методической работы включает ШМО учителей, динамические творческие группы учителей. Координирует всю работу ШМС, в состав которого входят наиболее опытные учителя с высшей категорией, психолог школы. На городских  семинарах, областных конференциях учителя представляли фрагменты уроков и показывали открытые уроки с использованием ИКТ. О повышении образовательного потенциала педагогов говорят результаты аттестации педагогических кадров.

Несмотря на наличие факторов успешности деятельности педагогического коллектива, остаются проблемы: недостаточное качество выступлений учащихся на городских олимпиадах, недостаточный уровень качества обучения, неумение видеть в учениках и их родителях  равноправных участников УВП. Не всегда реализуются в полной мере потенциальные возможности педагогов, необходимо продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства по овладению методикой системного анализа результатов УВП, по вовлечению педагогических кадров в инновационную деятельность.

Проводимая организационно- педагогическая и учебная деятельность в школе направлена на решение главной задачи – раскрытию потенциальных возможностей личности школьника и созданию условий для их реализации. Содержание образования, педагогические технологии продумываются таким образом, чтобы в первую очередь разбудить активность ребенка, поскольку только через интенсивное взаимодействие с миром совершается развитие личности.

3.3.2  Инновационная деятельность.

В школе созданы условия наибольшего благоприятствования для инновационных процессов, вовлечение в поисковую творческую деятельность широкого круга учителей, приобщения к научным исследованиям учащихся. В 2006-2007 учебном году в научно –исследовательской и опытно – экспериментальной работе участвовали 12 учителей. В 2006/2007 332 ученика участвовало в школьном туре олимпиад и 78 учеников приняло участие в городских олимпиадах, 6 в областных.

На базе школы в 2005- 2007 г.  работают экспериментальные площадки по введению безотметочного обучения в школе 1 ступени и апробационная площадка федерального уровня по использованию ЦОР, 2006 г. - «Internet образование будущего».

С 2005 года в школе функционирует межшкольный базовый методический центр по проекту Информатизации Системы образования.

Опыт инновационной деятельности школы был представлен педагогическому сообществу на следующих уровнях: 2004 г. – на областной научно-практической конференции «Модернизация начального общего образования»(г.Пермь),  2005 г. – на межрегиональной научно-практической конференции «Совершенствование структуры и содержания начального общего образования» (г.Пермь),   2006 г. – на международной научно-практической конференции «Начальное общее образование: проблемы и перспективы» (г.Пермь), на съезде руководителей ММЦ «Роль медиатеки в создании условий для активного использования цифровых ресурсов учителями средней школы» (г.Москва),  2007 г. – на региональном совещании в министерстве образования края «Опыт организации ММЦ  как структурного подразделения на базе СОШ» (г.Пермь). 2 учителя   стали победителями краевого конкурса электронных  дидактических  средств.  Школа переживает этап  накопления  научно-методического потенциала, активного развития ИКТ-компетентности.   

3.3.3. Обеспечение здоровьесбережения.

Одной из основных задач школы – не допускать ухудшения состояния здоровья учащихся в период пребывания в школе. Программа «Внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс», которая реализуется в школе, предполагает такие направления деятельности трёх программ:

  • «Здоровье»;
  • «Образование»;
  • «Семья».

Согласно требованиям СанПинНов учебные занятия начинаются с 8 часов, продолжительность урока 40 минут, перерыв между уроками составляет 15 и 20 минут, после 6 урока I смены – 30 минут для проведения влажной уборки классных комнат. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий с учётом таблицы И.Г.Сивкова. Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению режим школы соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам.

Одним из основных направлений по сохранению и укреплению здоровья является физкультурно-оздоровительная работа. Следует отметить, что роль физической культуры, как мощного фактора в оздоровлении учащихся, ослабла в связи с износившимся и устаревшим оборудованием и оснащением, практически не обновлявшимся в течение последних лет. Уроки  физической культуры проводятся по расписанию в спортивном зале, иногда на свежем воздухе. Учителя в своей работе используют рекомендации медицинских работников, продумывают индивидуальные задания. Учителя физкультуры ведут спортивные секции для учащихся 5-11 классов (баскетбол, туризм). В целях создания здоровьесберегающей среды и для обеспечения  благоприятной адаптации к учебной деятельности в школе действует Единый режим первоклассника, включающий адаптационные занятия и завтрак до уроков, проведение 40-минутной прогулки после первого блока занятий,  организацию реабилитационных мероприятий после второго блока занятий (работа психолога,  корригирующая гимнастика, кружок «Бумажная пластика», музыкальные занятия на базе детской музыкальной школы).

 В школе функционируют кружки – спутники: туризм, хоккей, бокс. Ежеквартально проводятся дни Здоровья, спортивные мероприятия –  «Весёлые старты» (2 - 5 кл), первенство по футболу (8 - 11 кл), пионерболу (3-5 кл), баскетболу (5 - 11кл). Тематика классных часов по формированию здорового образа жизни определена ШМО классных руководителей. Организована работа волонтёрского отряда по профилактике СОЯ, СОЗ. Во всех мероприятиях в рамках этой акции участвуют учащиеся с 1 по 11 класс всех физкультурных групп. Выезды, походы в лес, экскурсии стали обычными в плане работы классных руководителей.

3.3.4. Оценка эффективности воспитательной работы.

Характерной особенностью школы является переход от акцента на формирование личности к акценту на свободное развитие. Органическое сочетание научного мировоззрения и культуры – основа гуманистического подхода в воспитании. На уроках и во внеурочное время педагоги формируют культуру общения, развивают способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения. В школе осуществляется деятельностный подход к организации учебно – воспитательного процесса, в основе которого - метод коллективной разработки и проведения дел. Это обеспечивает максимальное включение учащихся и педагогов в УВП. В значительной степени  этому способствует  такое воплощение гуманитарной составляющей образовательной Модели школы, как  развитие литературных традиций, связанных с именем А.С. Пушкина (учащиеся с 1 по 11 класс включены в систему  четырёх традиционных культурных программ по трём уровням: 1 ступень – 1 уровень, 2 ступень – 2 уровень, 3 ступень – 3 уровень). Эта система обеспечена функционированием  школьного театра,  музыкальной студии,   виртуального музея  Поэта.   

Для оценки эффективности воспитательной работы в школе проводилось анкетирование учащихся 5-11 классов, в ходе которого изучались уровень воспитанности, уровень развития школьного коллектива, эффективность воспитательных средств. К показателям воспитанности школьников относится прежде всего направленность личности учащегося, его нравственные ценности и ориентации. 87,7% опрошенных учащихся обнаружили социально - ценностные ориентации. Эффективность воспитательной работы определяется также подготовленностью выпускников школы к сознательному выбору профессии. Анализ опроса учащихся 11 классов показал среднюю степень готовности к выбору профессии. Важнейшим показателем развития коллектива является социально – психологический климат в нем, характеризующийся в свою очередь отношениями на различных уровнях, прежде всего ученик – ученик, учитель - ученик,  а также уровнем развития самоуправления.  68%  опрошенных учащихся указали, что между учащимися преобладают неконфликтные отношения, 13% учащихся считают, что каждый сам по себе, 8%  -  испытывают трудности в коллективе. 67% учащихся оценили отношения педагогов и учащихся положительно, 20% - отрицательно, 5% детей оценили отношения и положительно, и отрицательно. Важнейшими показателями развития самоуправления являются ответственность членов коллектива за его дела, взаимодействие коллективов и их органов самоуправления и др. Эффективность воспитательных средств исследовалась на основе данных удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Опрошенные показали степень удовлетворенности школьной жизнью выше средней. Сопоставление полученных данных позволяет сделать вывод о том, что сложившаяся воспитательная  система в школе эффективна в отношении большинства учащихся и более эффективна  на уровне школы, чем на уровне класса. Поэтому пути совершенствования и развития воспитательной системы лежат на уровне классных коллективов. Задачей школы является – повышение эффективности воспитательной системы на уровне классных коллективов через активизацию включенности учащихся в самоуправленческую деятельность, информатизация воспитательного процесса.

3.4. Выводы

Анализ современного состояния образовательной системы школы позволил определить ее основные конкурентные преимущества:

1.    Авторитет школы в окружающем социуме и среди образовательных учреждений микрорайона за счёт функционирования классов с углублённых изучением информатики и информационных технологий;

2.    Квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу общеобразовательного учреждения;

3.    Значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию;

4.    Поддержка педагогическим коллективам инновационных процессов в школе;

5.    Развитие ученического самоуправления;

6.    Координация деятельности  образовательного учреждения и созданного при нём ММЦ.

3.5.Основные противоречия развития школы

1.    Необходимость формирования ключевых компетенций с учётом специфики всех учебных предметов и ориентация большинства школьных предметов на формирование знаний, умений,  навыков.

2.    Наличие материально-технических ресурсов, опыта использования ИКТ  в учебном процессе и отсутствие профильных классов.

3.    Высокая информатизация образовательной среды и недостаточная подготовленность педагогических кадров к работе в данных условиях.

4.    Интенсификация учебного процесса и снижение показателей уровня здоровья учащихся.

5.    Соответствие образовательных возможностей школы социальному заказу родителей и недостаточная открытость образовательной среды.

 

 

РАЗДЕЛ IV. Концепция программы развития школы.

4.1.Основные идеи образовательной политики школы

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным  потребностям личности, общества и государства.

      Ведущей идеей является идея  гражданской социализации учащихся путём воспитания   компьютерной культуры. В период перехода от индустриального века к информационному, бессмысленно бороться с внедрением компьютера в жизнь современного школьника.  Компьютерные клубы, Интернет-клубы, игровые центры – реальность сегодняшнего дня.   Проблеме гражданской социализации сегодня получила, на наш взгляд, «компьютерную» окраску и может быть рассмотрена в контексте воспитания гражданственности через образование.  В нашем случае мы говорим о формировании разумного отношения к информационному образованию и в конечном счёте – воспитанию разумного использования своих  гражданских  прав   и свобод. 

    Школа призвана не упустить предоставленной временем возможности – развития системы образования с помощью такого востребованного обществом инновационного механизма, как компьютер. Речь идёт о создании единой образовательной информационной среды в целях повышения качества образования на основе новых информационных технологий.

   Важнейшая задача – превратить школу в центр информационной культуры.  Нельзя позволить нашим детям пользоваться компьютерной техникой исключительно «для куража» («Кураж» - именно такое название получили многие игровые клубы в городе).  Наша школа  имеет  в решении проблемы определённый  опыт.   Дело не только в создании современной  и постоянно обновляемой технической базы (хотя именно с этого начинается уважительное отношение к компьютерной технике).  Компьютер, по мнению наших педагогов, как язык, помогает получать, обрабатывать, хранить и использовать необходимую информацию.  Его разумное использование расширяет возможности более успешного приобретения и применения знаний по всем предметам, способствует формированию ключевых компетенций, освоению различных способов деятельности. 

     4.2. Принципы образовательной политики  школы:

  • Принцип гуманизации образования, являющийся основополагающим принципом, предусматривающим подчинение  всей деятельности школы  интересам ученика, развитию его индивидуальности, формированию нравственного сознания, гражданской социализации (в том числе посредством привлечения ИКТ).
  • Принцип природосообразности, обеспечивающий организацию образовательного процесса в соответствии с природой учащихся, их здоровьем, психической конституцией, задатками; направлен на  создание здоровьесберегающей  среды в условиях активного использования компьютерной техники.
  • Принцип  развивающего обучения,  ориентированный на развитие зоны ближайшего развития ученика, способствующий ускорению его развития; отказ от преимущественного использования репродуктивных методов обучения, направленность на формирование готовности учащихся использовать знания в реальных жизненных ситуациях за счёт совершенствования ИКТ-компетентности  педагогов и учащихся.
  • Принцип индивидуального обучения, предполагающий формирование и поддержку высокой учебной мотивации, стимулирование познавательных интересов, обеспечение качественных образовательных услуг для каждого заинтересованного в них школьника, выход на самостоятельное конструирование им собственных знаний (в том числе путём развития  проектного метода обучения средствами информационных технологий, внедрения дистанционного обучения).
  • Принцип гуманитаризации образования, способствующий формированию многоплановой, целостной, динамичной картины духовного развития человечества на протяжении веков, созданию условий для развития у школьников внутренней потребности реализации своих творческих возможностей в результате   создания информационной  среды  школы.
  • Принцип целостности образования,  направленный на сбалансированность естественно-научной и социально-гуманитарной составляющих  в содержании образования, адекватность используемых педагогических технологий  содержанию и задачам образования   с учётом  интегрирующего, системного  характера   процесса информатизации образовательной деятельности.
  • Принцип сочетания инновационности и стабильности, предполагающий рациональные изменения как способы существования образовательной системы, постоянный поиск и выбор идей, наиболее оптимальных программ, технологий, но предусматривающий при этом стабильность эффективно работающих компонентов.
  • Принцип открытости образовательной среды, проявляющийся в создании и постоянном обновлении сайта школы с основными показателями образовательной деятельности.  Предполагается  также  дальнейшее укрепление системы  внешних связей с различными объектами, влияющими на создание «поля воздействия», в центре которого находится как ученик, так и все участники образовательного процесса.

  

Цель развития нашей школы создание условий для эффективного развития новой модели школы выбора  разноуровневого обучения в ходе осуществления модернизации и информатизации образования.

Модель разноуровнего обучения:

 

Начальная школа – общеобразовательные классы.

 

Базовое (основное) образование (5-9), классы пропедевтического изучения информатики

 

 

Классы с углубленным изучением  отдельных предметов (7-9)

 

 

Универсальные классы

 

 

Профильные классы

 

 

Классы с углубленным изучением отдельных предметов

 


       Под разноуровневым обучением  мы понимаем право учащегося и его семьи на выбор, в зависимости от желания и возможностей, получения образования на базовом, углублённом или профильном уровнях.

 

  

4.3.            Ожидаемые результаты реализации программы развития школы и возможные риски

4.3.1 Ожидаемые результаты:

  • Повышение конкурентноспособности школы в образовательной среде города посредством информатизации образовательного процесса, оперативного обновления образовательной  информационной  среды.
  • Создание системы разноуровневого обучения на 3 ступени за счёт сосуществования трёх видов классов: универсальных, профильных  и с углублённых изучением отдельных предметов. Предпосылками данного ожидания следует считать приобретённый за время участия в проекте «ИСО» профессиональный опыт и  имеющуюся   современную материально-техническую базу. 
  • Высокая результативность формирования ключевых компетентностей   выпускника  школы  за счёт  качественного овладения  современными  универсальными способами получения, обработки, хранения и применения информации, что сделает универсальным его профессиональный выбор.
  • Повышение качества гуманитарного образования; увеличение профессиональных предпочтений  выпускников, связанных с гуманитарным профилем.
  • Становление школы как центра, на базе которого возможно проводить научно-практические конференции старшеклассников города (области) с презентацией лучших  курсовых  электронных проектов по различным предметам школьной программы.

4.3.2. Возможные риски:

  • Недостаточно оперативное освоение всеми учителями школы современного арсенала  ИКТ-ресурсов, в том числе эффективного использования в учебном процессе цифровых лабораторий, других цифровых образовательных ресурсов, что может сказаться на  снижении качества образования школьников.
  • Низкая эффективность здоровьесберегающих технологий, слабая координация медицинской, психологической, социально – педагогической  служб, что может привести к отрицательной динамике состояния здоровья учащихся в условиях информатизации системы образования.
  • Отсутствие чёткой программы непрерывности образования между 1-ой и последующими ступенями обучения, что может привести к    снижению качества образования старшеклассников в профильных и «специализированных» классах.
  • Появление в городе централизованной образовательной структуры профильного обучения на 3-ей ступени, что снизит конкурентноспособность школы в реализации  программы развития.
  • Утрата  конкурентноспособности школы в вопросе современного материально-технического оснащения  образовательного процесса после окончания действия проекта «ИСО» как следствие непрофессионального, неэффективного управления инновационными процессами.

 

Задачи программы:

1.            Создать условий и механизмы перехода к новой модели школы выбора разноуровнего обучения.

2.            Обеспечить получение основного и общего (полного) среднего образования каждому ученику на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности.

3.            Создать единое информационное пространство образовательного учреждения, достичь высокого уровня информированности и информационной грамотности всех участников педагогического процесса

4.             Продолжать укрепление  ресурсной базы школы с целью обеспечения её эффективного развития.

5.            Создать условия для развития инновационной деятельности образовательного учреждения.

6.            Обеспечить условия для сохранения и развития здоровья учащихся и создания психологического комфорта для всех участников образовательного процесса

 

РАЗДЕЛ V. Стратегия и тактика программы развития школы.

Исходя из поставленной цели, выдвигаются следующие направления деятельности, связанные с дальнейшим развитием школы.

5.1 Организационная деятельность.

Деятельность педагогического коллектива, направленная на улучшение учебного процесса.

На основе диагностики и мониторинга деятельности педагогов, учащихся и родителей в начале и конце каждого учебного года необходимо анализировать результаты, достигнутые в ходе реализации Программы, корректирование. Координацию и контроль за выполнением Программы администрация школы оставляет за собой, Управляющим Советом  школы:

- анализ хода выполнения плана, действий по реализации Программы и внесение предложений на педагогический совет по его коррекции; осуществление информационно го и методического обеспечения реализации Программы;

- осуществление тематического, текущего, персонального и предупредительного контроля деятельности учителей и учащихся.

Администрация школы ежегодно подводит итоги выполнения Программы на заседании итогового педагогического Совета.

На 1 ступени – начальная школа:

- центральное внимание уделяется общему развитию, сохранению и укреплению здоровья детей, формированию ученического коллектива;

- обеспечение гражданского характера образования;

-включение в систему традиционных  воспитательно–образовательных мероприятий, связанных с именем А.С. Пушкина  (1 уровень);

 - тесная связь учителя с семьей;

- ведение портфолио учащихся и портфолио  класса.

К моменту окончания начальной школы обязательными являются выполнение государственных стандартов образования, а также сформированность положительного отношения к учебе (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень произвольного поведения, что означает умение включаться в задание, выполнять задачу, планировать свои действия, выполнять их по правилу и контролировать развитие способности к адаптации в новых условиях, овладение учениками доступными им способами и навыками освоения учебной программы.

В целях обеспечения успешного, нетравматичного  перехода ребёнка со ступени начального общего образования – на основную  педагогические действия необходимо направить на реализацию программы «Адаптация», составленную на основе рекомендаций Письма Департамента общего и дошкольного образования Минобразования  РФ №14-51-140/13.   К выполнению Программы должны быть подключены не только педагоги, но и работники службы поддержки (медицинский работник, педагог-психолог, логопед, социальный педагог). Такая система взаимодействий призвана помочь учащимся 4 – 6 классов (пограничный возраст между детством и отрочеством) избежать совпадения двух кризисов: возрастного и условно-педагогического. Успешные педагогические действия должны в конечном счёте обеспечить положительную динамику качества образования, здоровьесбережения в данный переходный период.

 

 

На 2 ступени – основная школа:

- сохранение и укрепление здоровья детей (закладывание основ здорового образа жизни);

- формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук;

-повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и индивидуальных способностей;

- формирование коммуникативных навыков;

- выявление способностей и наклонностей учащихся с целью выбора дальнейшего профиля  обучения или выбора предмета по которому будет углубление;

-включение в систему традиционных  воспитательно–образовательных мероприятий, связанных с именем А.С. Пушкина  (2 уровень);

- дифференцированная работа с родительской общественностью;

- вовлечение учащихся в кружки и секции по интересам на базе школы и учреждений дополнительного образования.

В основной школе сохраняется и продолжается индивидуальная карта развития учащегося, осуществляется индивидуальная и дифференцированная помощь детям. Дети активно включаются в процесс управления школой: участвуют в выборах и работе органов школьного самоуправления.

 

На 3 ступени – средняя школа:

- формирование научного стиля мышления, который, являясь устойчивым качеством личности, выступает как важный компонент ее мировоззрения, как необходимое условие самообразования;

-включение в систему традиционных  воспитательно–образовательных мероприятий, связанных с именем А.С. Пушкина  (3 уровень);

- развитие потребности к самосовершенствованию, формирование способности к самостоятельному приобретению знаний;

- открытие профильных классов;

- социальная и предпрофессиональная адаптация;

- установление непосредственных контактов с преподавателями ВУЗов;

- организация и работа в органах ученического самоуправления.

В итоге должны получить следующую модель выпускника:

1.           усвоение государственных стандартов образования в условиях разноуровневого обучения;

2.           профессиональная ориентация;

3.           приобретение знаний для продолжения образования;

4.           социализация выпускника, включение в активную деятельность ученического самоуправления;

5.           формирование готовности выпускников к рациональному поведению в экономически-правовой среде.

5.2. Работа с кадрами.

1. Создавать условия для творческой работы и для роста профессионального мастерства учителей через курсовую и межкурсовую переподготовку.

2. Совершенствовать систему поощрения творчески активно работающих сотрудников.

3. Создать комфортные здоровьесберегающие условия для повышения профессионального мастерства, через обеспечение оптимальной нагрузки, совершенствование методической работы.

- создание психологических комфортных условий;

- формирование нового профессионального мышления, совершенствования ИКТ компетентности.

 

 

5.3 Оптимальная организация учебно-воспитательного процесса.

1.  Совершенствовать учебные планы и программы по предметам, осуществляя постепенный переход на базисный учебный план 2004 года;

2. Совершенствовать календарно – тематическое планирование посредством тщательного анализа содержательного компонента урока и учёта целесообразного применения ИКТ;

3. Развивать взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных связей, предусмотренных возможностями современного компьютерного оборудования;

4. Возрождать традиции общественного воспитания, нравственного кодекса, учитывая историко-культурное своеобразие района, его социально-экономических условий, развивать систему воспитательной работы, опираясь на школьные литературные традиции, связанные с именем А.С. Пушкина;

5. Создание наиболее благоприятных условий по удовлетворению потребностей личности в образовательной подготовке, получении знаний, необходимых для социального развития, а также индивидуального и культурного самовыражения личности в обществе.

 

 

5.4 Инновационная деятельность.

1.           Создать модель разноуровнего обучения школьника через установление равного доступа к максимально возможному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями, а также существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;

2.           Создание единого информационного пространства учебного заведения, путем максимальной компьютеризации и интернетизации учебно-воспитательного процесса.

 

5.5 Работа с одаренными детьми.

1.           Обеспечить выполнение школьной  программы «Одарённый ребёнок» (действует с 2005 года);

2.           Совершенствовать работу научно – исследовательское общество учащихся и учителей;

3.           Практиковать проведение ежегодных научно – практических конференций учащихся с презентацией лучших исследовательских и проектных работ;

4.           Моделировать учебно-воспитательный процесс как систему, помогающую саморазвитию, самоопределению личности, освоить практику разработки индивидуальных образовательных маршрутов;

5.           Организовать публикацию творческих работ учителей и учащихся в методических и научных изданиях, в местной и областной прессе, глобальной сети Интернет;

6.           Способствовать выявлению реальных потребностей учащихся, трансформировать эти потребности в содержание деятельности.

 

5.6 Формирование физически здоровой личности.

1.           Укреплять физическое, психологическое и духовное здоровье учащихся.

2.           Поддерживать вариативные дополнительные образовательные и досуговые программы, способствующие здоровому образу жизни.

3.           Повышать квалификацию педагогических кадров школы по организации работы, связанной с оздоровлением учащихся.

4.           Совершенствовать организацию питания учащихся.

5.           Координировать действия школы и семьи в организации различных форм работы по пропаганде здорового образа жизни, формированию стереотипов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

 

5.7 Система взаимодействия и сотрудничества с семьей и социумом.

1.      Формировать систему педагогических лекториев, индивидуальных консультаций с психолого-педагогической службой, тематических родительских собраний, дней «открытых дверей», общешкольных собраний, конференции.

2.      Повышать уровень психолого-педагогических знаний родителей через курсы, лектории, конференции, открытые уроки - консультации, групповые мероприятия, индивидуальные консультации.

3.      Вовлекать родителей и общественность в учебно-воспитательный процесс через родительские собрания;  организации кружков, секций, клубов, совместные творческие дела;  помощь в укреплении материально-технической базы;  индивидуальное шефство над неблагополучными семьями.

4.      Совершенствовать формы участия родителей и общественности в управлении школой через попечительский совет, Совет школы;  родительский комитет;

 

5.8 Материально – техническая база.

1.           Совершенствовать качество системы образования, максимально компьютеризируя кабинеты, оснащая их современными интерактивными средствами, цифровыми образовательными ресурсами.

2.           Обновить мебель в 60% школьных помещений, учитывая новые требование санитарных норм.

3.           Осуществить капитальный ремонт спортивного  и актового залов.

4.           Систематизировать работу методической службы путём создания банка цифровых учебно – методических материалов.

5.           Автоматизировать процесс управления школой путём внедрения программы «1С: ХроноГраф Школа».

6.           Совершенствовать систему работы школьной медиатеки, постоянно обновляя её ресурсы  и  формы работы с ними.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz